nosh2 (nosh2) wrote,
nosh2
nosh2

Поездка на Валаам.

Это была наша первая с Феликсом совместная поездка в Россию . Семнадцать лет лет спустя... чуть меньше восьми лет тому назад ... Так уж получалось, что ездили мы в Россию порознь. Он - к своим в Мурманск, а я к своим, в Куйбышев. А тут мы решили поехать вместе. Неделя - Ленинград , к тому времени поменявший свое привычное имя на на Санкт Петербург и неделя - Москва.

- Что ты хочешь?- спросил мой муж перед отъездом.
- Давай поедем на Валаам. Я не была там ни разу...





Мы купили тур на 3 дня , хотя на самом деле там был только один полный день и 2 ночи плавание туда - сюда.
Наверное, правильнее было бы взять более продолжительный круиз и переночивать хотя бы одну ночь на острове, чтобы почуствовать это место изнутри, но мы этого не сделали.

Каюта на корабле с громким именем - Святая Русь, была чистой и уютной. Мы отплыли от Утиной заводи вечером, незадолго до захода солнца.




Санкт- Петербург уплывал. Мы входили в открытое пространство Ладожского озера.



После ужина просидели на палубе до темноты, и дождались, когда облака закрыли не только луну , но и звезды.



Ночью я проснулась и увидела в окне очертания Шлиссербургсой крепости. Хотела сфотогрвфировать , но ничего не вышло.

На следущее утро проснулись рано, позавтракали и накрывшись пледами, устроились на палубе. В ранние часы было очень холодно. Любовались синими, прозрачными водами Ладоги, проплывая мимо бесчисленных, безлюдных островов, покрытых соснами .







Иногда нам встречались такие же, как и мы, прогулочные катера и рыбацкие лодки. Всю дорогу нас сопровождали чайки и альбатросы.



А вот и показался Валаам.



Первое впечатление? Женщины. Огромное количество женщин всех возрастов, начиная от тоненьких юных девчушек до престарелых старух в платках и длинных платьях. Верующие. православные... В 1990 я уезжала из другой страны....



Разнотравье. Мои любимые колокольчики, ромашки, гадать не перегадать..... и ягоды.









Не так и много мне не хватало в Израиле, который я приняла и полюбила с первого дня. Могил родителей, близких, оставшихся в родном городе, нескольких друзей , которых не забыть и не заменить, осенних листьев парка ... и июньской лесной земляники...

Я очень не люблю организованные экскурсии и в любой группе всегда стараюсь немного остраниться . Мы шли вроде со всеми вместе, но и сами по себе. Я и раньше довольно много читала о Валааме , знала, что эта финская территория, захваченная СССР в 39 году , что часть монахов, проживавших на острове, погибла во время бомбежки, а часть - спаслась и бежала в Финляндию.
Что туда долгие годы, начиная с конца 40-х свозили инвалидов - фронтовиков со всего Советского Союза. Еще их называли "самоварами". Большинство из них были одинокими людьми без рук и без ног.
Когда я была маленькой девочкой, то в соседнем дворе, на Свердлова 39. жил один такой, дядя Коля. Он ездил на самодельной деревянной тележке, сантиметров 70 в длину, с большими подшибниками. У него была два пальца на левой руке. Он держал в ней деревянный брусок и отталкивался им . Мы были совсем маленькими и боялись не только говорить, но даже и подходить к нему. А потом он куда то исчез. Это было до школы и я забыла его.
В конце 80-х, в "Огоньке" Коротича появилась огромная статья о "самоварах ". В ней былы душераздирающие рисунки с портретами этих людей.



И я вспомнила дядю Колю. Вспомнила разговор мамы с ее сестрой о том, что куда то пропали все инвалиды. Наверное их увезли...

Мы не видели ни одного из них . Да были ли ли они живы в 2008? Вряд ли...Если и да, то они не разъезжали по острову. И когда я спросила о них гида, то он ответил очень односложно и быстро ушел от этой темы.

Во второй половине дня мы отправились на катере в Монастырскую бухту.



Хpам Свято-Никольского скита находился на маленьком одноименном острове и был виден с воды издалека. Он был построен на средства купца Николая в Солодовникова в 1853 году архитектором Горностаевым. Николаевский скит - уединённое жилище отшельников, но он открыт для паломников. Сюда можно добраться по узким мостикам, ведущим от острова к острову или - традиционно - по воде на катере.



Мы входим в Преображенский собор. Двухэтажный красавец высотой в 43 метра с 72-метровой колокольней . Он построен архитектором Горностаевым и сочетает в себе черты византийского и русского стиля





Под этими сводами небольшая женская группа пела стихирь .



Мы остановились и заслушались. Выделялась одна немного скособоченная немолодая девушка, лет 35, явно не замужнего вида, в платке, с косой и с высоким, пронзительным голосом.

Под этими окнами мы разговорились с молодым послушником.



Феликс обменялся с ним адресами. Пару лет они переписывался друг с другом. Потом переписка заглохла. Не помню ни имени его, ничего...


Мы прошли к кладбищу. Мне трудно объяснить, но с юных лет я любила разглядываить надгробия, представлять за короткими надписями людей и их судьбы.









Только потом я узнала. что где-то здесь были захоронены тысячи калек и памятники им так и не поставили. Есть единичные обелиски, с именами на прибитых табличках. К ним практически никто не приезжает и за этой частью кладбища не ухаживают.

Но больше меня всегда интересовали живые и мы с интересом разглядывали бытовые сценки. Улочка, состоящая из совершенно обветшалых, нежилых домов .
- Неужели такое еще есть? - спросила моя родственница, увидев эту фотографию.



Монаха, заготавливающего дрова,



Троицу ( это моя любимая фотография из Валаама ).



Интересно было бы подслушать их разговор. Они обсуждали богословские вопросы или...что то другое. Я сразу вспомнила "Трех мушкетеров." Арамиса, и двусмысленное название его богословской диссертации.. "Некоторое сожаление приличествует тому, кто приносит жертву господу".

Природа, лес Валаама - щемяще красивы и живописны. Особенно, для меня, прожившей все детство среди соснового леса.








Перед возвращением домой мы задержались у сувенирных ларьков. Ложки, плошки, береста. Все знакомо с детства. Купила несколько сувениров с собой, в Израиль.







В памяти от этой поездки у меня осталcя терпкий запах сосны, деревянные мостки, по которым мы шли осторожно, боясь оступиться , раздолье, обрывистые берега и саднящие ощущение от недавней страшной истории этого места.
И природная красота...

Никоновская бухта






Иегуменское озеро.



Мы возвращались и опять все повторилось, чайки, закат



и раннее утро просыпающегося Ленинграда.

...............

Несколько слов об истории Валаама

Архипелаг в разные годы принадлежал разным государствам. С начала первого тысячелетия там жили предки современный карел, и один из первых источников, упоминающих эти народы - книги Баварского Анонима (VIII век). Потом эта земля принадлежала Киевской Руси, позднее Новгородской республике. До 18 века - это была шведская территория. После Северной войны - русская, затем финская, и начиная с 1939 года Валаам вновь был присоединен к СССР.

Валаа́м (карел. Valamoi, фин. Valamo «высокая, горная земля») — остров в северной части Ладожского озера, самый большой в составе Валаамского архипелага. На острове расположен посёлок Валаам, входящий в Сортавальское городское поселение и Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, являющийся памятником русского зодчества

По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошёл в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест.
По одной из двух концепций возникновения монастыря двое иноков, Сергий и Герман, пришли «из восточных стран» (возможно, из Греции) и основали на одном из островов монашеское братство. Письменные источники («жития»), свидетельствующие о жизни и деяниях преподобных, считаются утраченными.

Вторая концепция относит основание монастыря к X—XI векам. Она опирается на одну из редакций жития преподобного Авраамия Ростовского, содержащую упоминание о пребывании преподобного на Валааме в X веке,

Относительно достоверная документальная история Валаамского монастыря начинается с XIV века. В «Сказании о Валаамском монастыре» годом основания называется 1407 год.

В 1715 году Пётр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоеванной территории, когда ещё не был подписан мирный договор со Швецией.

В 1811 году Финляндская губерния, а с ней и Валаамский архипелаг, вошла в состав Великого княжества Финляндского Российской империи.

После Октябрьской революции Валаам вошёл в состав вновь образованной Финляндии, благодаря чему сохранился, и обитель стала лютеранской церковью .

Во время советско-финской войны 1939—1940 монастырь попал в зону боевых действий, и часть уцелевших монахов бежала . Они осели в местечке Хейнявеси в Финляндии, в усадьбе Папинниеми и основали Ново-Валаамский монастырь.

Монастырь, оказавшийся на территории СССР, был закрыт в течение 49 лет. ( С 1940 до 1989 гг.) .Осенью 1940 года на самом острове Валаам, в монастырских корпусах, была организована школа боцманов и юнг, членский состав которой в 1941 году отправился на оборону Ленинграда. Вскоре после войны там было размещено подсобное хозяйство Питкярантского целлюлозного завода, организовано лесничество, восстановлена метеостанция

В 1950 году в бывших кельях и скитах устроили Дом инвалидов войны и труда, куда помещались инвалиды войны с материка, в том числе из Ленинграда

13 декабря 1989 года, в день памяти апостола Андрея Первозванного, на остров ступили шесть монахов, ознаменовав начало возрождения Валаамской обители. Сейчас монастырь продолжает действовать как финская православная обитель и принимает в год более 100 тысяч посетителей — как паломников, так и туристов.

Немного цифр. Демография.

1959г.............1970 г............1979г..............1989г.
1351ч............ 1132ч..............937ч.................487ч


Когда я писала этот пост, я перечитала очень много разной литературы о Валааме.

В наши дни, по мнению журналиста Аркадия Бейненсона, церковь всячески пытается забыть страницы Валаамского монастыря, которые связаны с лагерем . Объяснение экскурсовода на острове данное журналисту было следующим: «инвалиды — наказание это, за то, что храмы разрушили, за то, что бомбили монастырь в Финскую войну. По словам директора Валаамского природного музея-заповедника: «К сожалению, все захоронения на кладбище практически утрачены. На сегодняшний день визуально они не просматриваются. Нет точных указаний о месте захоронения того или иного инвалида». Фельдшер Любовь Щеглакова занимается восстановлением фамилий ветеранов, которые были сосланы и погибли на острове. Данных, куда пропали награды и наградные книги — не сохранилось.

Двумя фразами, как это не прискорбно , никому эти люди не были нужны. Увезли их с глаз долой, на отдаленный остров, туда, где средне - июльская температура не превышает 17 градусов..

Если вы хотите почитать о Валаамском Доме инвалидов, правильнее сказать, о лагере инвалидов Великой Отечественной войны, то я адресую вас к Юрию Нагибину. Богояр.
Только предупреждаю, очень тяжелое чтение.


http://www.lib.ru/PROZA/NAGIBIN/bogoyar.txt
Tags: Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments