nosh2 (nosh2) wrote,
nosh2
nosh2

Путешествие по Кении и Танзании. Часть 38. Масаи. Взгляд из окна.

Масай стоял на краю саванны, завернутый в яркий  плащ, как в тогу. Вечный страж и воин своей "масайской империи", расположенной  на юго- востоке Африки. Достойный соперник  льва. Веками они хозяйничали  на этих бескрайних просторах, еeжедневно сражаясь  за выживание  и ничего не зная ни о границах, ни о бледнолицых людях с других контенентов.  Охота , цель которой, убив другого,  накормить себя и себе подобных. В этой  поединке  протекала  жизнь саванны , а  масаи  были   лишь маленьким  звеном  ее бесконечной цепи.


Ночами они разжигали костры  по периметру наших кемпингов, стоящих среди густых зарослей буша. Огонь горел всю ночь, предупреждая ночных хищников, что это -  не их территория. Рядом с каждым костром сидело 2-3 масая.  Они проводили время в разговорах  и их единственным оружием был длинный шест, который днем выступал  напарниковм их знаменитых танцевальных па. Проснувшись еще до восхода солнца мы видели их силуэты на фоне догорающего огня. Трудно было  определить их возраст  глядя на моложавые лица, без признаков морщин, расправленные плечи с гордо посаженной головой  и свободным и немного дерзким взглядом.  Меня даже не посещала мысль  о том, что масаи прислуживают нам. Они были явными хозяевами этих мест, а мы- проводили время у них в гостях . Вечерами, вернувшись с сафари, мы  подсаживались к их костру  и  пытались понять друг друга ,  не смотря на отсуствие общего языка. В ход шло все: руки, жесты, звуки, плохой английский и  почти отсутствующий суахили.

  Каждый день   нас встречали  и провожали  ярко  одетые и  поющие  женщины, в остальное время продающие украшения всем желающим.
И сейчас это племя   продолжает  жить так же , как в предыдущие века.  Масаи подобны хозяевами саванн - львами,  и их уклад подобен львиному: самцы отвечают за охрану территории и оплодотворение самок, а последние - за пропитание и воспитание потомства. Поэтому часто можно встретить группу мужчин-масаев, отдыхающих или беседующих в тени деревьев в то время, когда женщины носят дрова, готовят еду, воспитывают детей, строят  хижины и т.п.
Они  - многоженцы. 2-4  жены - это  обычная  масайская семья . Дома в  их деревне   располагаются в виде кольца .  На деревянный каркас хижины  кладется коровий навоз. В жару он затвердевает и не пропускает воду.   В домах нет окон, а очаг располагается внутри, рядом с постелями из шкур животных. Несмотря на то. что   средний рост масая  175 см,  хижины  - не выше 1,5 метров.  Каждые несколько лет  , когда пастбища истощаются, племя переходит в другое место.  Строительством занимаются  в основном женщины. Они же во время переходов, когда не хватает вьючных животных, несут на спинах  и каркасы хижин. Вокруг деревни,   возводят  забор из шестов или колючего кустарника - крааль, чтобы защититься от  хищников.





>
Когда мы спускались в   заповедник Серенгети ,  намвстретилась   небольшая группа  детей, лет 7- 9. Они  тянули какую то  незамысловатую мелодию, но при нашем приближении явно усилили звук и очень старались понравиться нам.



А на следующий день,  в другой части парка мы увидели  молодых морани. Масайские   подростки и юноши,  12-25 лет проходят обряд инициаций, посвящение в  воины ( морани)..


Этому предшествует болезненное обрезание. В это время мальчики носят черные одежды и живут в особых поселениях ( маньяттах).  Их волосы покрывают  охрой, надевают повязку, вешают на пояс меч и выдают острое копье. Когда то  перед обрезанием молодой масай должен был убить льва . Сейчас это запрещено, за исключением тех случаев. когда лев нападает на  коров или угрожает людям.   Воин,  убивший такого льва пользуется особым уважением у масаев. Девушкам тоже делают обрезание не смотря на то, что эта процедура находится  в Кении и Танзании под официальным запретом.  Женское обрезание, в отличие от мужского - это уж совсем   дикий варварский обычай, калечащий   женское естество .  С большим процентом летального исхода,  физиологическими  и психологискими проблемами, сопровождающими  женщин  всю их жизнь.

День  посвящения  морани  в воины    -  большой праздником для всех масаев в деревне. (  Фотография взята из интернета)


Огромные   стада  горбатых масайских  коров, похожих на зебу,   пересекали наш путь практически ежедневно. По  верованиям  масаев, бог дождя Нгаи   дал   скот  именно их племени, а  все другие  народы украли  его в прошлом у масаев.   Это  уверенность в единоличном владение коровами , всегда приносила и приносит масаям много бед, особенно когда они пытаются " вернуть себе свое".
Коровы - это жизнь масаев. Их валюта,  их доллары и пиастры, их строительный материал ( понятно из чего они строят свои дома), их пища -  мясо  редко  употребляется   в пищу,  в основном, молоко и кровь.    Коровы - это и приданное, которое передается по мужской линии.  Даже количество жен у масая зависит от величины его стада. Чем больше стадо, тем больше жен.
<

Путешествуя, мы заезжали в многочисленные масайские магазины, в которых тоннами   выставлены бисерные украшения, поделки из кожи,  дерева,  ритуальные маски. ( хотя я не уверена, что то, что продается в "масайских  магазинах",  - это изделия, сделанные руками  масаев. Часть изделий  - это явно работа профессионалов ( и в этом случае речь идет о десятках тысяч долларов),  а часть - явно  китайские копии.).
В последний день, когда мы покидали Кению и ехали из Амбосели к границе с Танзанией, мы увидели очередное стадо и очередного пастушка, и Феликс захотел поговорить с ним. Мы остановились. Джошуа подозвал мальчика и начал переводить ему вопросы.
Мальчику 18 лет ( хотя  он выглядел  на 14). Он  никогда не учился, пасет коров с 5 лет,  У его отца 4 жены и  17 детей. Мальчик уже обручен.

Тут откуда то вынырнули 2 взрослых масая и сразу перевели разговоры  на тему об оплате. Джошуа успокоил их.  Феликса, как  всегда , интересовали социальные моменты . Мы поняли, что  никаких школ, даже начальных  у них нет,  и в больницы они практически никогда не обращаются,  а лечатся у местных " специалистов". Если  же человек  очень сильно болен,  становится немощным,  его  выносят за пределы деревни, а там , звери завершают его земное существование. Кладбищ, как таковых у них нет.
..................
В своей книге «Прощай, Африка!» ,   написанной около 80 лет тому назад, Карен Бликсен писала о масаях:

"Среди туземных племен племя масаи занимает особое место. Они очень памятливы, могут долго чувствовать благодарность за услугу, но и обиду помнят долго. Смотреть на воина-масаи — истинное наслаждение. У этих юношей до крайности доведена некая интеллигентная, особая изысканность, которую мы называем словом «chic» — дерзкая, фантастическая надменность только прикрывает их непоколебимую стойкость и верность своей природе. Этот стиль поведения — не маска и не подражание чуждым образцам; он коренится в глубине их существа, и отображает характер племени и его историю; даже оружие и боевые украшения — такая же неотъемлемая часть их облика, как ветвистые рога у оленя.
Молодые воины масаи — их зовут морани — питаются только молоком и свежей кровью, и, может быть, от этого питания у них такая чудесная, шелковистая, гладкая кожа. Лица, с высокими скулами и резко очерченными челюстями, гладкие, без единой морщинки . У них сильные мускулистые шеи, придающие им грозный вид — такая шея бывает у рассерженной кобры,  леопарда или  быка.  Поражает  гармония между этими лицами, мощными шеями, широкими округлыми плечами,  узкими бедрами, тонкой талией и длинными, стройными, сухими ногами — это придает им вид существ, доведенных жестким тренингом до самой высокой степени хищности, алчности, ненасытности.
Масаи никогда не были рабами. Их никак нельзя поработить, их даже в тюрьму не посадишь. В неволе они и трех месяцев не живут, умирают, поэтому англичане установили особый кодекс для масаи — им сроки не дают, а заменяют большими штрафами. То, что они буквально не способны влачить подъяремное существование, поставило масаи, единственный народ туземного происхождения, наравне с аристократами-иммигрантами."
Я не могу не поверить  Карен Бликсен, человеку,  посвятившему около 20 лет своей жизни народам Кении, но  масаи, которых увидели мы, были другими.

Да.  Это очень статный, красивый,  народ, одевающийся  в яркие ткани, на манер римских тог.  Они  любят украшения и носят их вне зависимости от пола и возраста.   Пишут, что масаи - храбрые воины. Не знаю,  сражаются ли они с кем нибудь сейчас, но щиты, копья и стрелы, которые мы видели у них в руках,  больше похоже на охотничьи, чем на на орудия войны.
Они постоянно сидели  вдоль дорог, стайки  ярко одетых масаек с детьми , продающие сувениры или просто готовые сфотографироваться за отдельную оплату.
Часто они бывали  настойчивы до назойливости, желая продать свой товар. Они влезали  в открытые окна или двери машины, и   несколько раз мы вынуждены были закрывать стекла  прямо перед их носом, желая отгородиться.

Я многократно  читала  о том, что  масаи не любят фотографироваться якобы  из-за поверия,  что это отбирает у них силу. Мне кажется, это маловероятным. Выходит, что фотография силу отбирает, а деньги компенсируют? Я думаю, что  старейшины   племен, увидев,  что  туристы  заинтересованы в ярких кадрах местных народов,    убедили всех от мало до велика : уносят твой образ -  получи деньги. ( фетха.)
Было несколько случаев, когда я фотографировала масаев без  разрешения и они начинали вести себя агрессивно.  Однажды, мы ехали к заповеднику Нгоронгоро. Кругом были обалденные виды и я снимала безостановочно. В кадр среди прочего попался кусок деревни и стадо.  Пастух начал  кричать и кидать в машину камни.  Но он был далеко от нас,  и все это было  больше похоже  на  негодование и  устрашение, а не на агрессию.
Они возникали ниоткуда, стоило нам только притормозить или съехать на обочину  для санитарной остановки. Дети и взрослые с пропыленными лицами,  пересохшими губами и мы отдавали  им бутылки воды, фрукты, взятые с собой в дорогу, а уже ближе к концу и вещи, которые мы знали, что не повезем обратно.  В большинстве случаев они хватали это, как должное, не всегда благодарили и совсем не всегда соглашались сфотографироваться, рассматривая только деньги,  в качестве оплаты  за фотографию.






Хочется верить, что у них есть будущее. У  гордых масаев, которыми их увидела Карен Бликстен  - одна из достойнейших женщин 20 века . Хочется верить, что  то , что увидели мы, -  это временные  изменения  в поведении народа, выбитого из  обычной среды обитания. Хочется надеяться, что социальные программы Кении и Танзании  смогут помочь  масайским детям  выучиться и получить специальность . И,  что  через какое то время,  другие путешественники  напишут , как и Карен Бликстен,  о гордом, стойком, богатом  и верном своей природе народе, -  масаях.

Часть 1. Как все начиналось. http://nosh2.livejournal.com/63134.html
Часть 2. Найроби. http://www.livejournal.com/editjournal.bml?journal=nosh2&itemid=30311
Часть 3. Обезьяны. http://nosh2.livejournal.com/46877.html
Часть 4. Зебры. http://nosh2.livejournal.com/40101.html
Часть 5. Жирафы. http://nosh2.livejournal.com/35461.html
Часть 6. Антилопы гну и великая миграция. http://nosh2.livejournal.com/37953.html
Часть 7. Львы. http://nosh2.livejournal.com/35152.html
Часть 8 Слоны. http://nosh2.livejournal.com/38446.html
Часть 9. Бегемоты. http://nosh2.livejournal.com/38235.html
Часть 10. Носороги. http://nosh2.livejournal.com/37760.html
Часть 11. Птицы. http://nosh2.livejournal.com/43827.html
Часть 12. Геренук, антилопа-жирф. http://nosh2.livejournal.com/39240.html
Часть 13. Леопард. http://nosh2.livejournal.com/41436.html
Часть 14. Гепарды. http://nosh2.livejournal.com/40374.html
Часть 15. Сервал. http://nosh2.livejournal.com/46372.html
Часть 16. Ящерица А гама Мванза. http://nosh2.livejournal.com/39508.html
Часть 17. Дикие собаки. http://nosh2.livejournal.com/38973.html
Часть 18. Гиены. http://nosh2.livejournal.com/38858.html
Часть 19. Страусы. http://nosh2.livejournal.com/42403.html
Часть 20 . Шакалы. http://nosh2.livejournal.com/44795.html
Часть 21. Ипалы. http://nosh2.livejournal.com/43440.html
Часть 22. Водные козлы. http://nosh2.livejournal.com/41125.html
Часть 23. Бородавочники. http://nosh2.livejournal.com/45235.html
Часть 24. Даманы. http://nosh2.livejournal.com/42823.html
Часть 25. Бубалы. http://nosh2.livejournal.com/33038.html
Часть 26. Дидик и канна. Самая большая и самая маленькая африканские антилопы. http://nosh2.livejournal.com/63541.html
Часть 27. Фламинго, которых мы так и не увидели. http://nosh2.livejournal.com/24336.html
Часть 28. Буйволы.
Часть 29. Желтые мангусты. http://nosh2.livejournal.com/46069.html
Часть 30. Полосатые мангусты. http://nosh2.livejournal.com/45620.html
Часть 31. Баобаб. http://nosh2.livejournal.com/39810.html
Часть 32. Сикамор и фиги. http://nosh2.livejournal.com/42185.html
Часть 33. Кигелия или колбасное дерево. http://nosh2.livejournal.com/40666.html
Часть 34. Акация. http://nosh2.livejournal.com/43248.html
Часть 35. Заповедник Накуру. http://nosh2.livejournal.com/37447.html
Часть 36. Переезд из заповедника Масай Мара в Накуру. http://nosh2.livejournal.com/37218.html
Часть 37. Зaпoведник Найваша. http://nosh2.livejournal.com/36012.html
Часть 38. Масаи. Взгляд из окна. http://nosh2.livejournal.com/45481.html
Tags: Африка.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments